Положение об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

(утверждено приказом Минкомсвязи России от 30.12.2015 № 615)

I. Общие положения

1. Экспертный совет по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Экспертный совет) является постоянно действующим органом, образованным в целях проведения экспертизы при включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр).

2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Министерство), настоящим Положением.

II. Принципы работы Экспертного совета

3. Экспертный совет взаимодействует со структурными подразделениями Министерства и привлеченными экспертами.

4. Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с поставленными задачами на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности результатов экспертизы.

5. Все члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность безвозмездно, на общественных началах.

III. Основные задачи

6. Экспертный совет проводит экспертизу направленного Министерством заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр (далее – заявление) и прилагаемых к нему документов и материалов, представленных заявителем посредством заполнения электронных форм на официальном сайте оператора реестра.

7. По результатам проведенной экспертизы Экспертный совет готовит экспертное заключение о включении или невключении программного обеспечения, содержащее выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236.

8. Экспертный совет формирует и актуализирует информационную таблицу соответствия программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, классам программного обеспечения, предусмотренным классификатором.

IV. Состав и структура Экспертного совета

9. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета (далее – Председатель), заместитель председателя Экспертного совета (далее – Заместитель председателя), ответственный секретарь Экспертного совета (далее – Секретарь) и члены Экспертного совета. Состав Экспертного совета утверждается приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

10. Общее число членов Экспертного совета составляет не менее 16 и не более 20 человек с правом голоса.

11. В состав членов Экспертного совета включаются представители:

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • ассоциаций (союзов), членами которых являются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанного ими программного обеспечения и имеющие долю доходов от реализации разработанного ими программного обеспечения, его сопровождения, технической поддержки, адаптации, модификации не менее 50 процентов суммы всех доходов за календарный год (далее – ассоциации российских разработчиков программного обеспечения);
  • научных и образовательных организаций;
  • российских организаций, осуществляющих инновационную деятельность и (или) поддержку такой деятельности.

12. Число представителей федеральных органов исполнительной власти не может превышать 8 человек в составе Экспертного совета с правом голоса.

13. Не менее 10 человек с правом голоса включаются в состав Экспертного совета по предложениям ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения.

14. Председатель должен занимать должность не ниже заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

15. Заместитель председателя должен занимать должность не ниже директора Департамента Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

16. Председатель:

  • осуществляет общее руководство деятельностью Экспертного совета;
  • ведет заседания Экспертного совета;
  • распределяет обязанности между членами Экспертного совета и назначает ответственного члена Экспертного совета по проведению экспертизы направленного уполномоченным органом заявления и прилагаемых к нему документов и материалов;
  • дает поручения секретарю и членам Экспертного совета;
  • назначает дату и время проведения заседания Экспертного совета, утверждает повестку дня заседаний Экспертного совета;
  • взаимодействует с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета;
  • осуществляет общий контроль за исполнением решений, принятых Экспертным советом;
  • принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов у членов Экспертного совета, в том числе по досрочному прекращению полномочий члена Экспертного совета, являющегося стороной конфликта интересов;
  • по поступившим в Министерство предложениям формирует предложения по составу Экспертного Совета с учетом в том числе профессиональной деятельности кандидата, его звания, ученой степени.

17. Заместитель председателя:

  • исполняет обязанности Председателя в его отсутствие;
  • по поручению Председателя или в случае его отсутствия председательствует на заседаниях Экспертного совета;
  • исполняет иные обязанности по поручению Председателя;
  • взаимодействует с членами Экспертного совета, а также с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета.

18. Секретарь Экспертного совета:

  • входит в состав Экспертного совета без права голоса;
  • назначается Председателем из числа сотрудников Департамента развития высоких технологий Министерства;
  • осуществляет организацию работы по подготовке заседаний Экспертного совета, подготавливает повестку дня заседания Экспертного совета;
  • осуществляет сбор материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании Экспертного совета;
  • проводит сбор и структурирование материалов, необходимых для подготовки заседания Экспертного совета, представленных членами Экспертного совета;
  • согласовывает с Председателем окончательную повестку дня и список материалов для рассылки членам Экспертного совета;
  • рассылает повестку дня и материалы заседания Совета за 3 рабочих дня до назначенной даты заседания Экспертного совета;
  • ведет протокол заседания Экспертного совета;
  • направляет проект протокола заседания Экспертного совета вместе с проектом экспертного заключения, его членам в течение 1 рабочего дня после состоявшегося заседания Экспертного совета;
  • докладывает Председателю о работе Экспертного совета в очередном порядке и (или) по запросу Председателя;
  • выполняет иные обязанности по поручению Председателя или его Заместителя.

19. Члены Экспертного совета:

  • проводят экспертизу заявления и прилагаемых к нему документов и материалов в соответствии с распределением обязанностей Председателем с целью подготовки экспертного заключения о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям Правил;
  • при необходимости проводят экспертизу других заявлений и прилагаемых к ним документов и материалов. Подготовленные ими экспертные заключения также размещаются в открытом доступе – на официальном сайте оператора реестра;
  • соблюдают сроки подготовки экспертного мнения по документам заявителя (заявителей);
  • излагают в письменном виде особое мнение по вопросу, рассматриваемому на заседании Экспертного совета, которое должно быть приложено к протоколу заседания Экспертного совета;
  • вносят при необходимости предложения по формированию повестки заседаний Экспертного совета;
  • возглавляют сформированные при необходимости в составе Экспертного совета комиссии и рабочие группы;
  • предлагают кандидатуры привлекаемых экспертов для участия в заседаниях Экспертного совета;
  • участвуют в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;
  • информируют в письменном виде Председателя/Заместителя председателя/ Секретаря о невозможности присутствия на заседании Экспертного совета в силу непреодолимых обстоятельств.

20. Состав членов Экспертного совета функционирует по принципу ежегодной ротации.

21. Экспертный совет вправе привлекать экспертов к своей работе на общественных началах.

22. Организационно-техническое и аналитическое обеспечение Экспертного совета осуществляет Департамент развития высоких технологий Министерства.

V. Организация работы Экспертного совета

23. В течение 1 рабочего дня с момента регистрации заявления Секретарь направляет членам Экспертного совета заявление вместе с прилагаемыми к нему документами и материалами, а также результаты запросов у органов государственной власти документов и информации, подтверждающей сведения, содержащиеся в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах.

24. В течение 20 рабочих дней члены Экспертного совета формируют экспертные заключения по заявлению и прилагаемым к нему документам и материалам, проведение экспертизы по которым закреплено за ними по решению Председателя.

По результатам формирования экспертных заключений, но не позднее двадцатого рабочего дня со дня направления Секретарем материалов для рассмотрения, члены Экспертного совета размещают их в открытом доступе – на официальном сайте оператора реестра.

25. По мере поступления экспертных оценок, но не позднее двадцать четвертого рабочего дня с момента регистрации, Секретарь готовит проект экспертного заключения с приложением поступивших экспертных оценок и передает их Председателю.

26. Председатель на основании полученных материалов назначает дату, место и время проведения заседания Экспертного совета, но не позднее тридцатого рабочего дня со дня регистрации заявления Министерством.

27. Секретарь не позднее чем за 5 рабочих дней до заседания информирует членов Экспертного совета об утвержденной Председателем повестке дня заседания, дате, месте и времени его проведения.

28. В течение 10 рабочих дней после заседания Экспертного совета Секретарь направляет на подпись членам Экспертного совета проект протокола заседания Экспертного совета, в котором указывается дата, место и форма проведения заседания и (или) голосования; список членов, присутствующих на заседании, привлеченных экспертов; список членов Экспертного совета, выразивших свое мнение в письменной форме; решения, принятые по каждому вопросу в форме экспертного заключения, содержащего выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным Правилами, а также о его соответствии классу (классам) программного обеспечения, указанному в заявлении. В экспертном заключении не могут содержаться сведения, относящиеся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Члены Экспертного совета направляют подписанный проект протокола с приложенным к нему проектом экспертного заключения Секретарю в течение 10 рабочих дней с момента направления Секретарем соответствующих документов.

29. На основании подписанного членами Экспертного совета проекта протокола с приложенным к нему проектом экспертного заключения Председатель утверждает проект протокола и приложенное к нему экспертное заключение.

30. Утвержденное экспертное заключение передается Секретарем оператору реестра в течение одного рабочего дня со дня его утверждения для размещения на официальном сайте оператора реестра.

31. Секретарь в срок не позднее 3 рабочих дней со дня проведения заседания Экспертного совета, на котором были выявлены недостоверность и (или) отсутствие сведений или документов, направляет заявителю (заявителям) по адресу электронной почты, указанному в заявлении, запрос о представлении в течение 30 рабочих дней соответствующих пояснений и (или) документов. Исчисление срока, предусмотренного абзацем первым пункта 21 Правил, приостанавливается со дня направления Секретарем указанного запроса до дня получения Секретарем от заявителя (заявителей) запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного для представления таких пояснений и (или) документов.

32. Очные заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

33. Заседания Экспертного совета могут проводиться как в очной форме, путем личного участия, так и дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий,

Решение о форме проведения заседания Экспертного совета принимается Председателем.

34. Заседание Экспертного совета правомочно принимать решения, если в заседании принимает участие более половины членов Экспертного совета.

35. Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов Экспертного совета, участвующих в заседании, в том числе дистанционно. Экспертный совет принимает решение путем открытого голосования. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. При равенстве голосов решающим является голос Председателя. На основании предложения члена Экспертного совета по решению Председателя или исполняющего его обязанности Заместителя председателя может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов членов, участвующих в заседании Экспертного совета.

36. Экспертный совет может принимать решения путем заочного голосования (опросным путем). Решение Экспертного совета, принятое путем заочного голосования (опросным путем), считается легитимным, если в голосовании приняло участие более чем 2/3 членов Экспертного совета.

VI. Конфликт интересов

37. В случае если выполнение обязанностей члена Экспертного совета может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность принимаемых решений, член Экспертного совета обязан сообщить в письменной форме о конфликте интересов Председателю, а также заявить самоотвод до начала проведения заседания Экспертного совета.

38. При наличии достаточных оснований, указывающих на конфликт интересов члена Экспертного совета, Председатель рассматривает вопрос об отстранении члена Экспертного совета от участия в голосовании. По итогам рассмотрения вопроса Председатель выносит мотивированное решение.

39. Участие в голосовании члена Экспертного совета, имеющего конфликт интересов, не допускается.